Недавно заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных ситуаций Казанского медуниверситета Ильдар Ахтямов получил свой 100-й патент на устройства для оперативного лечения суставов. «АиФ Казань» расспросил профессора Ахтямова, что помогает и что мешает казанским врачам ставить пациентов на ноги.
В гололёд — нет протезов
Зима — горячая пора для травматологов: увеличивается количество пострадавших от гололедицы.
«Больше всего среди них пожилых людей, — отмечает Ильдар Ахтямов. — Они часто становятся и жертвами ДТП, а ведь зимой из-за короткого светового дня количество наездов на пешеходов возрастает. Да и безотносительно времени года число пострадавших пешеходов и водителей с течением времени только увеличивается, ведь мы живём в век скоростей. Травмы, полученные в ДТП, часто очень тяжёлые».
Благодаря выделяемым из республиканского бюджета средствам появилась возможность эффективно и достаточно быстро проводить остеосинтез (введение фиксатора кости в зону перелома) при переломах костей конечностей и позвоночника. «Такое положение дел у многих регионов вызывает зависть, — рассказывает Ильдар Фуатович. — Кроме того, в Татарстане проводится около 2 тысяч операций по замене суставов на искусственные в год. Этот высокоэффективный вид лечения применяют многие клиники РТ — РКБ, клинические больницы №7 и 12 Казани, БСМП Набережных Челнов, медсанчасть «Татнефть» Альметьевска.
Особое место занимают травмы области тазобедренного сустава — пожилым диагноз «перелом шейки бедра» ставят достаточно часто. Сегодня вопрос решается заменой сустава на искусственный. Короткая реабилитация быстро возвращает пациента к обычной жизни. Однако ощущается нехватка протезов, а ведь это предмет первой необходимости в суставной хирургии. Особенно дефицит протезов ощущается в конце года, в сезон гололедицы».
Коленный сустав также часто нуждается в «ремонте». «При имеющемся количестве квот ожидание замены сустава составляет около двух лет, — сетует доктор Ахтямов. — Очереди можно значительно сократить, если оборудовать дополнительные операционные и закупить нужные инструменты. Особенно ощущается нехватка медицинских пил и дрелей».
Так что врачи вынуждены примерно тысячу татарстанцев ежегодно отправлять в федеральные центры. Там из них примут на лечение лишь половину, потому что не оперируют пациентов с сопутствующими заболеваниями. Больные вернутся назад, чтобы встать в очередь в РТ, и потеряют время.
Дешевле — лучше?
«Что касается снабжения специализированных клиник эндопротезами, оно достаточное. Их качество соответствует усреднённым стандартам оказания высокотехнологической помощи населению, — отмечает Ильдар Ахтямов. — Однако проблемным является эндопротезирование у молодых пациентов. Им необходимо устанавливать эндопротезы с удлинённым сроком эксплуатации. Но они дороги, а тарифы на замену тазобедренного сустава в Татарстане самые низкие по стране. В итоге страдает качество лечения самых работоспособных пациентов.
Тенденцией нынешнего периода является рост числа операций на коленном суставе. Здесь выбор имплантатов также проводится по принципу «чем дешевле, тем лучше». Увы, хирурги часто вынуждены использовать устаревшие конструкции.
Сильная сторона казанской хирургии — квалифицированные кадры. Но многие сотрудники кафедр медвузов не имеют возможности работать в стационарах, потому что не трудоустроены в учреждении. В результате они уходят в платные клиники, а пациенты лишаются внимания лучших специалистов. Нужен какой-то механизм, решающий проблему с оформлением».
Изобретения — на поток
Однако у казанских хирургов-ортопедов есть и множество поводов для гордости. Активно развивается уникальное направление — ревмоортопедия. При ревматоидном артрите, поражающем в основном молодых пациентов, по неясной причине иммунная система начинает атаку на суставной хрящ, что разрушает его и быстро может привести к инвалидности.
В России не практикуется замена суставов в активной фазе болезни из-за риска ухудшить положение больного, и пациенты годами страдают от невозможности обслуживать себя. Но в Казани под руководством Ильдара Ахтямова разработали такую схему лечения, которая позволяет оказывать помощь даже в активной стадии болезни.
«Эти операции мы практически поставили на поток. Однако больные с ревматоидным артритом нуждаются в отдельной очереди на замену суставов. Заболевание развивается бурно, и спустя время невозможно избавить больного от инвалидной коляски. Особенно больно, когда это касается детей», — резюмирует хирург. Всего встали на ноги после замены суставов более 150 тяжелейших пациентов.
За полное восстановление функции ног жительнице РТ Екатерине Гарифуллиной коллектив врачей КГМУ, РКБ и казанской горбольницы №7 под руководством Ильдара Ахтямова в прошлом году номинировали на главную медицинскую премию года в РТ — «Ак Чэчэклэр».