Остеопороз в современной медицине — это междисциплинарная проблема. В борьбе с заболеванием, которое сегодня затрагивает каждую третью женщину и каждого пятого мужчину старше 50 лет, усилия объединяют терапевты, эндокринологи, ревматологи, травматологи и другие врачи.
По статистике, у 30-40% женщин через 10-15 лет после наступления менопаузы развивается остеопороз, а у людей старше 75 лет он определяется более чем в 70% случаев. В России из-за остеопороза каждую минуту происходит 7 переломов позвонков, каждые пять минут — перелом шейки бедра, который является наиболее тяжелым последствием остеопороза: смертность от данной травмы в течение первого года после перелома составляет до 35%. Длительное время заболевание может никак не проявляться и протекать бессимптомно, поэтому оно редко бывает диагностировано на ранней стадии. При этом без профилактики риск развития переломов с каждым годом возрастает.
Президент Российской ассоциации по остеопорозу, доктор медицинских наук, профессор Ольга Михайловна Лесняк обращает внимание на важную миссию врача-терапевта, которая заключается в том, чтобы вовремя заподозрить остеопороз и направить пациента на обследование. Важным основанием для обследования и постановки соответствующего диагноза являются ранее перенесенные травмы костей. «Перелом порождает перелом — это общее правило, которое необходимо знать каждому специалисту. После каждого нового повреждения риск повторной травмы удваивается, — отмечает Лесняк. — Половина мужчин и женщин с переломом шейки бедра ранее переносили травмы костей. Уже тогда необходимо было заподозрить наличие остеопороза — и начать его лечение. Все врачи-терапевты должны помнить: современные методики терапии остеопороза эффективны и безопасны, дают хорошие результаты в случае соблюдения пациентом предписанного лечения. Однако мы уже столкнулись с подобной ситуацией: принимая пациента с переломом, травматолог, не обладающий полными сведениями о современных методиках лечения остеопороза, направляет больного к терапевту для уточнения диагноза и назначения препаратов — но терапевт, в свою очередь, не имеет опыта ведения подобных пациентов, и это большая проблема».
Заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова Ашот Мкртумян приводит данные за 2012 год, согласно которым только в США остеопорозом страдают 40 миллионов человек, ежегодно переломы случаются у 1,5 миллионов пациентов. Он отмечает, что сегодня возможности комплексной лекарственной терапии остеопороза, базирующейся на симптоматических и патогенетических факторах, существенно расширились. Наряду с традиционной профилактикой остеопороза — комбинацией кальция с витамином D3 — требуется назначение патогенетический терапии антиостеопоротическими препаратами. При этом некоторые ранее широко использовавшиеся лекарственные средства сегодня не рекомендуются к употреблению из-за опасности развития побочных эффектов. Так, использование кальцитонина может спровоцировать развитие новообразований; длительная гормонозаместительная терапия повышает риск развития рака молочной железы и эндометрия, возникновение тромбозов и так далее.
Золотым стандартом в лечении остеопороза признаны бисфосфонаты. По словам профессора Мкртумяна, в первую очередь это обусловлено высокой эффективностью бисфосфонатов в отношении нарастания минеральной плотности костей в ключевых участках скелета, которые чаще других страдают в период постменопаузы. Наиболее эффективными специалисты считают препараты ибандроновой кислоты, которые являются мощным антирезорбтивным бисфосфонатом. Прямым и косвенным влиянием на остеокластическую активность препараты этой группы вызывают апоптоз остеокластов и способствуют костеобразованию.