Дефицит внимания мешает детям принимать решения. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) способны к обучению примерной в той же степени, как и их здоровые ровесники. Но…
Согласно результатам исследования группы ученых из Университетского колледжа Лондона под руководством доктора Тобиаса Хаузера (Tobias U. Hauser), опубликованным в журнале JAMA Psychiatry, у таких детей в большей степени нарушены процессы, обеспечивающие принятие решений.
В эксперименте приняли участие 20 подростков в возрасте 12-16 лет с верифицированным СДВГ, а также 20 их здоровых сверстников. Всем подросткам было предложено пройти тесты, задания которых решаются методом проб и ошибок: из двух изображений следовало выбрать наиболее соответствующее заданию, правильный ответ подкреплялся денежным вознаграждением. Вероятность получения премии изменялась случайным образом, так что добровольцам приходилось приспосабливаться к новым условиям по ходу теста.
Объективизация данных проводилась при помощи двух взаимодополняющих методик: функциональной МРТ и электроэнцефалографии. Дело в том, что по фМРТ сложно сделать временную привязку, а по ЭЭГ – локализовать те или иные изменения. Сочетание фМРТ и ЭЭГ позволило определить, где и в какой момент происходит сбой.
Следует отметить, что между экспериментальной и контрольной группами не было выявлено статистически значимых различий ни в среднем времени реакции, ни в вариабельности времени реакции, ни в соотношении удач и промахов. Однако итоговая сумма денежных вознаграждений, собранных подростками с СДВГ, оказалась ниже. У экспериментальной группы были и свои плюсы: дети достаточно быстро обучались, причем по упрощенной схеме, кроме того, они демонстрировали более выраженное исследовательское поведение.
Сбои в работе головного мозга участников экспериментальной группы в основном регистрировались в средней префронтальной коре, области, активно вовлеченной в процесс принятие решений. Таким образом, подростки с СДВГ в условиях дефицита времени или давления на них со стороны склонны к несостоятельным и импульсивным решениям. Избежать этого можно, считает доктор Хаузер, научив таких детей вдумчиво оценивать перспективу плюсов и минусов своих решений.