При обучении любому виду деятельности важно соблюдать последовательность действий наставника и методику. Некоторые родители думают, что если бросить ребенка в воду, он обязательно выплывет, но, к счастью, не рискуют проверять на практике свои предположения. Он-то выплывет, так как водная стихия ему почти родная, но может получить стресс на всю жизнь, который проявится в боязни даже приближаться к мокрой прозрачной жидкости.
Как ни парадоксально, первый контакт с водой происходит на суше. Если неподготовленного морально и физически ребенка сразу пригласить (или загнать) в водоем или бассейн и попросить показать, что он умеет, можно получить в ответ отказ, или веселое суетливое безобразие с брызгами и смехом, или задыхающееся чадо, которое наглоталось воды и перехотело заниматься. Чтобы не допустить подобных недоразумений, нужно провести «вводно-коррективный курс» на суше. Он включает обязательный комментарий тренера по поводу поведения на воде, беседу о важности правильного дыхания и умения держаться на воде, о перспективах для тех, кто все сделает в соответствии с требованиями. После нескольких занятий общеукрепляющего характера рядом с водой приходит время самым прилежным погрузиться в нее и начать собственный путь покорения стихии.
О воде можно говорить сколько угодно, но только окунувшись в нее с головой и ощутив прекращение постоянного доступа к воздуху, можно осознать, как важно подружиться с той средой, в которой тело кажется легким и гибким, в которой можно почувствовать хотя бы часть радости полета, которая может быть коварной и ласковой. Бравада, халатность и суета на воде ни к чему хорошему не приводят. Умиротворенное спокойствие и в меру напряженные мышцы могут превратить пребывание и движение в воде в удовольствие, а не в хаотичное барахтанье на месте.
Первые шаги, прыжки, кувырки, «поплавки» и «звездочки», выполненные в воде, радуют ребенка. Научиться держаться на воде – как научиться ходить: это мгновенно расширяет круг физических возможностей и делает доступными многие вещи, которые до этого казались страшными и непостижимыми. При обучении плаванию важно разъяснить ребенку разницу между бассейном и открытым водоемом. Прозрачная, продезинфицированная, спокойная и сравнительно теплая гладь бассейна – это лабораторные условия для подготовки заплывов по реке, озеру или морю, где опасности могут подстерегать на каждом шагу.
Когда дети чувствуют себя уверенно на воде и даже плавают, в скором времени они не захотят просто загорать на берегу, приехав на море. Их потянет туда, где вода чище и прозрачнее, на глубину, где заканчиваются буйки и свободно «парят» медузы. Даже после прохождения ребенком всего курса для начинающих родители не должны расслабляться и обязаны постоянно следить, чтобы чадо не переохладилось, не поперхнулось водой, не потерялось из виду. Для отдыха на море ребенку необходима качественная детская обувь для пляжа, плавки, панама, солнцезащитные средства и круг.
Вода – непредсказуемая и сильная стихия. Она не терпит слабости и расхлябанности, поэтому нужно благодарить ее, собственную бдительность и мастерство юного пловца за то, что вышел на сушу цел и невредим и, к тому же, с зарядом бодрости от физической нагрузки.
Автор: Павел Салодоев