Это период бурного роста, возмужания и время, когда активно развиваются вторичные сексуальные признаки. Происходит совпадение фазы развития новых интересов и разочарования прежними интересами с фазой биологического созревания.
Но это не вызывает изменения навыков и имеющихся поведенческих механизмов. Возникают обостренные сексуальные интересы, особенно это касается мальчиков, начинают играть свою роль гормоны секса. Начало процесса расставания с детством происходит довольно мучительно.
В этот период ведущей деятельностью является интимно-личностное общение с ровесниками и значительное ослабление семейных связей. Не потерять их совсем и удержать на нужном уровне поможет семейный психолог своевременной профессиональной поддержкой.
Основными новообразованиями считаются:
— формирование концепции «Мы» — разделение на сообщества «чужие — свои»; подростками делятся сферы жизненного пространства, а также территории;
— образование референтных групп — сначала это однополые группы, становящиеся позже смешанными, далее наступает деление на взаимосвязанные пары. Доминируют мнения и ценности группы, постоянно оппозиционные или даже враждебно настроенные против мира взрослых. Инакомыслие здесь исключается, каждый член группы не критикует мнение группы или её лидера; полным крахом считается изгнание из группы;
— развитие эмоциональное — проявляемое чувством взрослости, которое еще ложно и необъективно в какой-то степени; пока оно является лишь тенденцией к взрослости и проявляется в эмансипации — претензии на независимость, в отношении к учению по-новому — явном стремлении к расширенному самообразованию при полнейшем безразличии к оценкам в школе, несоответствующим интеллекту подростка;
— возникновение романтических отношений к противоположному полу;
— наличие изменений во внешнем облике, одежде, манерах поведения.
Эмоционально подросток очень сильно переживает, чувствуя себя несчастным, испытывая большие трудности. Его одолевают подростковые фобии: тревожность, застенчивость, недовольство своей внешностью.
Детские игры перешли в подростковые фантазии, становясь более творческими. Это находит выход в сочинении песен или стихов, в дневниковых откровениях. Все эти фантазии достаточно скрыты от окружающих, обращены в интимную сферу, в свой внутренний мир. И разобраться в них, обеспечить понимание и содействие сможет подростковый психолог, который своим вниманием и желанием помочь расположит ребенка к себе и добьется его доверия.
В этом возрасте понимание является насущной потребностью.
Основные родительские ошибки в воспитании подростка:
— эмоциональное неприятие — безразличное отношение к внутреннему миру ребенка;
— эмоциональное потворство — ребенок считается исключительным, ограждается от внешнего мира;
— авторитарность контроля — многочисленные запреты, излишняя строгость;
— невмешательство потворствующее — ослабление или отсутствие контроля, подросток предоставлен самому себе, с полной самостоятельностью всех решений — что еще больше усугубляет кризис этого периода.
В подростковом периоде происходит выявление всех аномалий развития личности, ранее зародившихся и развившихся, и выражающихся в поведенческих (у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. Причем у многих эти нарушения проходят самостоятельно, однако некоторые дети серьезно нуждаются в помощи психолога.
Для воспитания детей всегда требуются большие силы и терпение, а также душевное равновесие взрослых. Однако только этим и выражается вся мудрость и глубина любви к своему ребенку. Во время воспитания детей своих всегда следует помнить, что это личности, и что вырастут они такими, какими мы их воспитывали. Чтобы легче понять ребенка, надо постараться встать на его позицию, что поможет вам сделать подростковый психологический центр. Обратившись туда, вы всегда встретите полное понимание и активное содействие в разрешении возникших проблем в воспитании подростка.