Находящийся в матке плод может распознавать произносимые матерью или окружающими ее людьми слова, сохраняя память о них уже после появления на свет. К такому выводу пришла группа ученых из Хельсинкского университета, чья работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Области мозга, ответственные за обработку аудиальной информации, становятся активными в последнем триместре беременности и звуки окружающей среды довольно легко проникают сквозь брюшную стенку матери, позволяя различать, например, ритм речи или музыки, отметил ведущий автор работы, когнитивный нейробиолог Эйно Партанен (Eino Partanen), которого цитирует журнал Science.
Предыдущие исследования показали, что новорожденные положительно реагируют на музыкальную тему, которую мать постоянно слушала во время беременности, или наоборот, негативно — на гласные звуки чужого для их окружения языка. Однако все эти исследования базировались на поведенческих реакциях младенцев, а Партанен и его коллеги, используя метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), решили отследить, как именно реагирует на знакомые звуки мозг новорожденных.
В ходе экспериментов группе женщин на последних месяцах беременности предложили проигрывать несколько раз в неделю вплоть до родов аудиозапись, содержащую много раз повторенное специально сконструированное, ничего не значащее слово, сопровождающееся одной и той же мелодией. Иногда средний слог в этом слове слегка изменялся, например, менялась высота тона гласного звука. К моменту рождения дети прослушали это слово, в среднем, более 25 тысяч раз.
Тестирование после появления на свет, в первый месяц жизни, показало, что мозг детей, чьи матери участвовали в эксперименте, реагировал на слово и все его вариации, в отличие от младенцев, не слышавших его в утробе матери. Причем чем чаще дети прослушивали запись, тем сильнее были колебания мозговой активности на ЭЭГ. Кроме того, слушавшие запись младенцы реагировали на мельчайшие различия в длине и высоте тона гласных в «псевдо-слове». «Все это говорит о том, что плод способен получать и запоминать гораздо более детальную звуковую информацию, чем думали прежде», — отметил Партанен.
В то же время, по его мнению, не стоит, исходя из полученных результатов, делать вывод о том, что постоянное проигрывание громкой музыки или специальных записей может способствовать развитию и обучению ребенка еще до рождения. Партанен подчеркнул, что нет никаких научно подтвержденных свидетельств того, что подобная аудиостимуляция, выпадающая из обычной звуковой картины повседневной жизни, оказывает долговременное влияние на развитие ребенка. Наоборот, считает Партанен, слишком громкие звуки могут иметь отрицательные последствия, гиперстимулируя развивающийся слуховой аппарат и головной мозг плода, а также нарушая его естественные циклы сна.