На сегодняшний день все чаще родители сталкиваются с тем, что дети имеют нарушения речи или начинают поздно говорить. Конечно же все это влияет на климат в семье, ведь зачастую найдутся и родственники, которые будут переживать больше вас «А нормально ли это?».
Так же нередко родители узнают о речевых дефектах ребенка, поступающего в школу, буквально за 3 месяца до 1 сентября. А что дальше? Дальше же за пару месяцев пытаются скорректировать отклонения с логопедом и нагнать то, чему давно надо было уделить время.
Конечно же причиной многих речевых расстройств являются воздействующие факторы как внешнего, так и внутреннего характера, но если не углубляться в различные неврологические особенности, заболевания, т.е. те аспекты, которые все-таки менее зависимы от нас, то есть пару советов, которые помогут избежать данных отклонений.
Во-первых, конечно же самой распространенной причиной речевых расстройств считается негативные социально-бытовые условия в семье, ведь постоянная ругань и выяснения отношений зачастую отвлекают от самого ценного, что у нас есть… Именно такие ситуации могут спровоцировать микросоциальную педагогическую запущенность или же то, что ребенок начнет замыкаться в себе, а в дальнейшем приведет к социальной дезадаптации или нарушениям эмоционально-волевой сферы. А если простыми словами, то, уважаемые родители, не стоит забывать о наличии благоприятного речевого окружения.
Во-вторых, огромное значение имеет ранняя диагностика речевой патологии. Чем позже будет выявлен речевой дефект, тем труднее его компенсировать, соответственно это не может не сказаться на школьных достижениях. Но если отклонения проявляются в первые школьные годы или в садике, то современная медицина и педагогическая правка повысит шанс нормализации речевого развития, а учёба в школе будет даваться гораздо легче.
Не исключаем и фактор семейного риска, а точнее нежелание и неспособность родителей видеть отклонения в речевом развитии ребенка, либо низкий культурный уровень в семье. Ну и конечно неадекватная оценка родственников детей с нарушением речи может влиять на атмосферу в семье и положение в ней ребенка.
Не стоит считать, что все выше перечисленное проходит бесследно, ведь стрессовые внутрисемейные отношения влекут за собой депрессивное состояние ребенка, что несомненно влияет на его дальнейшую социализацию.
Автор: Павел Комаров