Ученые из Бельгии выяснили, что причиной этого расстройства, не позволяющего людям бегло читать, писать или воспринимать прочитанное, является слишком медленное соединение определенными участками в головном мозге.
Новое исследование показало, что в корне расстройства обучения, называемого дислексией, расположены «глюки» в связи между определенными областями мозга. Это расстройство мозга диагностируется давно, но до сегодняшнего дня ученые так и не могли понять его причину. На протяжении более 40 лет ученые считали, что дислексия – это дефект в «фонетических представлениях» мозга, мешающий человеку превращать фонемы в знаки. Новые данные позволяют считать, что проблема в неисправных соединениях между областями мозга, хранящими звуки речи и отвечающими за процесс речи.
Результаты новой работы оказались неожиданными даже для ее авторов, признался ведущий исследователь Барт Боец, который обнаружил истинную причину дислексии. С помощью чувствительных методов визуализации головного мозга, Боец и его коллеги обнаружили, что именно было не так в мозге пациентов с дислексией. Всего они обследовали 23 взрослых участника — студентов высших учебных заведений. «Соответствующая метафора, объясняющая работу мозга пациента с дислексией – это сравнение с компьютерной сетью. Собственно информация – данные на сервере – не повреждена, однако доступ к этой информации либо слишком медленным, либо вовсе отсутствует», – рассказал Боец.
Не исключено, что результаты этого исследования могут быть использованы для разработки терапии, которая будет влиять на конкретные соединения в головном мозге. Вкачестве примера ученый указал на неинвазивную магнитную стимуляцию определенных участков головного мозга. Хотя дислексия обычно начинается в детстве и это несколько затрудняет разработку новых подходов к лечению.
Согласно оценкам, до 15% населения США страдает дислексией, что снижает способность к обучению. Помимо трудностей с освоением навыков чтения и письма и воспроятием информации, распространенные проблемы этого неврологического расстройства – нарушение координации, синдром дефицита внимания, сопровождающийся гиперактивностью, дезориентация в пространстве, дезорганизация.